Международные нефтегазовые соглашения
Upstream | Downstream
International Oil﹠Gas Agreements

  • организация консорциумов по разведке и эксплуатации месторождений
  • разведка и добыча углеводородов
  • нефтесервис (бурение, поставки услуг и материалов и т.п.)
  • поставки нефти трубопроводами, морем, ж/д и авто транспортом
  • поставки газа трубопроводным транспортом / СПГ (LNG)
  • операции с активами нефтяных компаний / финансирование нефтяных операций
  • подробнее о проекте

Competency of State Party of Production Sharing Agreement ★

Полномочия государственной стороны в соглашении о разделе продукции

Parties of Production Sharing Agreement

Сторонами договора о СРП являются: с одной стороны уполномоченное государственное предприятие (государственная сторона) и с другой одна или больше нефтяных компаний. Если в договоре участвуют больше чем одна нефтяная компания, то они вместе составляют подрядчика.

При заключении соглашения о разделе продукции государственная сторона или действует в соответствии с общими властными полномочиями, которые представлены согласно основному или специальному закону о нефти, или действует как держатель определенной исключительной лицензии на ведение поисково-разведочных работ. Яркий пример общих властных полномочий дает Малазийский Акт о разработке нефти от 1974 года. На основании этого Акта все тогда существовавшие нефтяные соглашения были эффективно отменены в апреле 1975 года и собственность на нефть, а также исключительным правом на ее разведку, разработку и добычу, как в береговой зоне, так и в шельфе, наделялась находящаяся в государственной собственности корпорация, которая была названа Петронас. За получение собственности и этих исключительных прав Петронас обязан делать лицензионные платежи (роялти) Федеральному правительству.

В Индонезии собственностью на нефть наделяется государство, которое также несет ответственность за проведение поисково-разведочных работ и разработку месторождений. Индонезийское государство могло делегировать эту ответственность национальным государственным предприятиям. Такое делегирование было совершено Законом № 8 от 1971 года, учредившим Пертамину. Как уже говорилось, Пертамине было разрешено сотрудничать с другой стороной в форме соглашения о разделе продукции, но каждый окончательно согласованный контракт о разделе продукции, прежде чем он вступит в силу, требовалось утвердить у Президента.

В Народной Китайской Республике собственностью на нефть на месте наделяется государство. Официально заявлено, что в ведении и компетенции Министерства по делам нефтепромышленности находится разработка нефти в шельфе в сотрудничестве с зарубежными нефтяными компаниями.

В Египте собственностью на нефть в местах ее залегания наделяется государство. Определенному для этой цели государственному нефтяному предприятию (Египетская Общая Нефтяная Корпорация), предоставляется исключительная концессия для проведения поисково-разведочных работ и добычи нефти по всей стране. В соответствии с Законом № 86 от 1956 года контракт о разделе продукции, согласованный ЕОНК и зарубежной нефтяной компанией, обязывает стороны к его выполнению лишь тогда, когда издается специальный закон, уполномочивающий ответственного министра подписать этот контракт. Эта процедура придает контракту полную законную силу.

В Сирии существует похожая ситуация. Закон №7 от 1953 года объявляет все полезные ископаемые собственностью правительства. Принадлежащая государству Сирийская Нефтяная Компания была учреждена Законодательным декретом № 9 от 1974 года. В соответствии с этим Декретом, СНК уполномочена выполнять все действия с нефтью в стране. Когда зарубежная нефтяная компания выражает желание работать с СНК как подрядчик и если правительство дает согласие на соответствующее предложение, это уполномочивает ответственного министра заключить контракт с СНК и нефтяной компанией как подрядчиком. Контракт не обязывает стороны к его выполнению до тех пор, пока не издан закон, утверждающий и ратифицирующий контракт и дающий последнему полную законную силу и действенность.

Некоторые восточноевропейские страны и государства-члены СНГ, где нефтяная промышленность все еще находится в стадии становления, следовали примеру Китайской Народной Республики, то есть в них основной закон о нефти устанавливает, что нефть на месте является собственностью государства. Учреждалось государственное предприятие или назначалось специальное правительственное или государственное представительство (иногда называемое Управлением), которому передавались полномочия на добычу нефти.

Российская Федерация, хоть и не является страной-пионером, развивает свою нефтедобывающую промышленность на тех же самых принципах. В соответствии с Законом по использованию недр от 15 июля 1992 года в РФ была введена система лицензирования. В то же самое время, федеральное правительство должно было принять решение о юридическом основании, на котором зарубежные нефтяные компании могли получить доступ к нефти и ее производству в пределах территории Федерации. Государственная власть, распорядившаяся о выдаче лицензий, стоит перед выбором: она может предоставить исключительные лицензии или совместному предприятию, находящимся в собственности и учрежденному зарубежной нефтяной компанией или одному государственному предприятию. В последнем случае прослеживалось намерение, чтобы государственное предприятие/лицензиат заключало с зарубежными нефтяными компаниями соглашения о разделе продукции, содержащие предустановленные положения и условия (то есть положения и условия, сформулированные в правительственных постановлениях).

В развивающихся странах, где в период введения соглашений о разделе продукции существует и применяется режим лицензирования разработанных нефтяных скважин, правительства обычно выступают в поддержку существующего законодательства о нефти. Это требует интеграции СРП в рамках системы лицензирования. Для этой цели правительство выдает исключительные лицензии (или концессии) находящемуся в государственной собственности нефтяному предприятию в соответствии с существующим законодательством о нефти, а также уполномочивает государственное предприятие/лицензиата заключать контракты с зарубежными нефтяными компаниями, чтобы предпринимать действия по производству нефти в пределах области лицензий. Примерами развивающихся стран, где этот подход существовал и все еще существует, являются Ливия, Нигерия и Танзания.

Там, где соглашения о разделе продукции были интегрированы в систему лицензирования, они должны осуществляться в пределах структуры основной лицензии. Это означает, что подрядчик должен действовать таким образом, чтобы государственная сторона/лицензиат могла выполнять условия и процедуры, предусмотренные лицензией. В этом контексте следует признать, что государственная сторона/лицензиат является ответственной за поддержание лицензии в хорошем состоянии, своевременное выполнение графика отказа от области, выполнение программы обязательных поисково-разведочных работ и финансовых обязательств и выплату лицензионных платежей.

Index | Образцы контрактов 

© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.