Legal and Non-Operating Considerations of Production Sharing Agreement ★
Юридические и внеэксплуатационные вопросы соглашения о разделе продукции
Все примерные договорные условия (оговорки) и типовые договоры, проиндексированные в данном разделе, опубликованы на наших специализированных сайтах ☆ model-clauses.miripravo.ru и ★ Miripravo.ru:
Гарантии правительств
Правительства тех стран, на территории которых ведется нефтедобыча, настаивают на получении ими финансовых гарантий (например, банковских гарантий, выражаемых в долларах США) в отношении выполнения обязательного рабочего плана освоения месторождения, выполнения обязательств по расходам на разработку и освоение месторождения. Иногда правительства настаивают на выполнении всех обязательств, даваемых материнской компанией подрядчика и гарантирующих выполнение подрядчиком своих обязательств в соответствии с положениями контракта.
См. типовые (примерные) оговорки о предоставлении гарантий, которые возможно включать в тескст СРП:
Возмещение убытков подрядчиком
Обычно подрядчик обязан возмещать убытки и ограждать государство и государственную сторону от всех возможных исков третьей стороны по поводу сохранности имущества и ущерба жизни и здоровью людей, который может возникнуть в результате проводимых подрядчиком операций. Исключение составляет ущерб, вызванный действиями персонала государственной стороны или государства (либо по причине доказанной халатности и преднамеренного неисполнения своих обязательств государственной стороной). В некоторых договорах дополнительно оговаривается, что государственная сторона ограждает подрядчика от каких-либо исков, выдвинутых против него служащими государственной стороны за ущерб, причиненный персоналу либо личной собственности в силу выполнения или невыполнения контракта.
См. типовые (примерные) оговорки о возмещении убытков, которые возможно включать в тескст СРП:
Переуступка доли участия
Может проводиться разграничение между внешними уступками и внутренними уступками. Если подрядчик представляет более чем одну нефтяную компанию и любая из таких компаний-подрядчиков желает переуступить свою долю по контракту другой такой компании, то такая уступка именуется внутренней переуступкой. Если подрядчик или любая из компаний-подрядчиков желает переуступить свою долю по контракту какой-либо аффилированной компании или третьей стороне, то такая переуступка именуется внешней переуступкой.
Обычно, для любой переуступки необходимо предварительное письменное согласие государственной стороны или правительства - в том случае, если такой контракт подписан правительством или требует одобрения правительства.
См. типовое (примерное) соглашение, которое возможно использовать в контексте переуступки в рамках СРП:
Права на землю и имущество
В соответствии с большинством типов договоров все движимые и основные средства, приобретаемые подрядчиком для проведения санкционированных операций, становятся собственностью государственной стороны. Подрядчик сохраняет право на пользование средствами для таких операций, также как и безусловное право на возмещение издержек, понесенных при приобретении вышеназванных движимых и основных средств (из затратной нефти в соответствии с правилами контракта).
В соответствии с египетскими контрактами земля становится собственностью ЕПНК (Египетской Правительственной Нефтяной Компании) с момента ее приобретения. Права на движимые и основные средства передаются ЕПНК постепенно, по мере того, как подрядчику из "затратной" нефти возмещаются издержки по таковым средствам, при условии, что полная передача происходит по завершении действия контракта. Таким образом, земля и строения берутся в аренду, и субподрядчики пользуются ими для бурения и других операций.
Конфиденциальность информации
Подрядчики обязаны хранить в тайне всю информацию, полученную ими в соответствии с положениями контракта, и не имеют права разглашать таковую информацию третьей стороне без предварительного письменного согласия государственной стороны. Следует помнить, что эта информация является собственностью государственной стороны.
См. типовые (примерные) соглашения, которые возможно использовать в пакете СРП:
Урегулирование споров
В целом, любой контакт предусматривает обязательный и окончательный международный коммерческий арбитраж для разрешения споров, возникающих между государственным предприятием и подрядчиком либо в связи с его толкованием, либо в отношении нефтяных операций, проводимых в соответствии с его положениями. Арбитражное разбирательство по таким спорным вопросам в рамках СРП обычно осуществляется на основании одних из нижеперечисленных правил:
См. также типовые (примерные) оговорки о разрешении споров, которые возможно включать в тескст СРП:
Контракты некоторых типов, в которых правительство выступает как сторона, оговаривают возможность спора между правительством с одной стороны и государственной стороной совместно с подрядчиком - с другой. Подобные споры должны направляться во внутренние суды, в чьей компетенции находятся подобные вопросы.
Изменение контракта
Как правило, в контрактах подобного рода оговаривается, что таковой контракт может быть изменен лишь с обоюдного согласия сторон, однако если первоначальный контракт требовал предварительного одобрения правительства, то любое согласованное его изменение также требует одобрения правительства. Если контракт имеет статус закона, то любое изменение нуждается в его одобрении как закона и предполагает участие законодательной власти.
См. типовое (примерное) соглашение, которое возможно использовать в контексте изменений и/или дополнений СРП:
Применимое право
Любой контракт подчиняется законам страны, на территории которой ведется разработка и добыча нефти. Этим законам также обязаны подчиняться и соответствующие положения любого международного договора или соглашения, одной из сторон-участников которого является данная страна (например, двусторонние соглашения о защите взаимных инвестиций).
См. типовые (примерные) оговорки о применимом праве, которые возможно включать в тескст СРП:
Одобрение и ратификация
Соглашения о разделе продукции лишь за редкими исключениями нуждаются в одобрении правительства страны, на территории которой ведется нефтедобыча, прежде чем эти соглашения вступят в действие. В отдельных случаях, (например в Египте и Сирии), где в качестве одной из заключивших контракт сторон выступает само правительство, совместно с государственной стороной принимается закон, уполномочивающий министра (ведающего вопросами нефти) подписать такой контракт, тем самым одобряя и ратифицируя контракт и придавая ему полную силу закона.