Международные нефтегазовые соглашения


International Oil﹠Gas Agreements


(Upstream + Downstream)

  • консорциумы по эксплуатации месторождений
  • разведка и добыча углеводородов
  • нефтесервис (бурение, поставки услуг и материалов и т.п.)
  • поставки нефти и газа трубопроводами, морем, ж/д и авто транспортом / СПГ (LNG)
  • торгово-посреднические операции с нефтепродуктами
  • активы и финансирование нефтяных операций
  • подробнее о проекте

Petroleum Costs Recovering / Recovery Crude Oil ★

Возмещение нефтяных расходов в СРП / компенсационная нефть

Petroleum Costs Recovering

Возмещения понесенных подрядчиком затрат находится в зависимости от доли компенсационной (затратной) нефти, оговариваемой в контракте. Обычно проводится четкое разграничение между затратами на разведку месторождения, его освоение и операционными затратами. Эти затраты могут быть возмещены за счет компенсационной нефти в соответствии с правилами амортизации основных фондов и на основании произведенного согласно законам о налогообложении расчета облагаемого дохода. Возмещение затрат производится на поквартальной основе (т.е. затраты понесенные в одном квартале, возмещаются за счет компенсационной нефти, наличествующей в любой такой квартал).

Разграничение проводится между возмещаемыми и невозмещаемыми затратами. Невозмещаемые затраты - это затраты, понесенные подрядчиком при отступлении им от правил контакта. В частности, не возмещаются затраты, понесенные в ходе несанкционированных работ, или те, что не были включены в одобренный бюджет. Не допускается возмещение неоправданных или излишних затрат, то есть таких, что возникли вследствие превышения мировых цен. Этот критерий применяется государственной стороной, когда та пользуется своим правом на проведение аудита. Исключения из аудита оговариваются с подрядчиком.

Если стороны достигли соглашения, то такое соглашение может иметь силу обратного действия по отношению к возмещению затрат. Как правило, оператору ставится условие, чтобы присуждение крупных контрактов производилось исключительно на основе международных тендеров. Условия тендера должны быть в обязательном порядке одобрены государственной стороной.

Важно подчеркнуть, что для финансового состояния подрядчика, - в котором определяющую роль играет фактор времени - решающее значение имеют процедуры, позволяющие ему возместить понесенные им затраты сразу после того, как им были учтены оговоренные графики амортизации основных фондов, при условии, что имеется в наличии нефть для покрытия этих затрат. В целом, государственная сторона заинтересована в ограничении претензий подрядчика на "затратную" нефть, потому что любая такая претензия автоматически уменьшает долю "прибыльной" нефти, и, соответственно, долю прибыли, причитающейся государственной стороне, хотя некоторые типы договоров о разделе продукции содержат в себе процентные ограничения объемов, которые могут использоваться в качестве компенсационной нефти.

Первая забота государственной стороны состоит в том, чтобы воспрепятствовать подрядчику в возмещении тех затрат, которые согласно правилам соглашения о разделе продукции не возмещаются. В этом отношении государственная сторона может потребовать проведения процедуры предварительного одобрения такой процедуры ( в соответствии с которой не предусматривается доля нефти на покрытие затрат, понесенных прежде, чем государственная сторона дала свое одобрение). В соответствии с такой процедурой объемы добычи компенсационной нефти могут быть выделены только для одобренных затрат. Как правило, соглашения о разделе продукции предусматривают процедуру аудита, тогда как на более поздней стадии обоснованность затрат определяется и оценивается на основе правил амортизации основных фондов и критериев, оговариваемых в соглашениях о разделе продукции.

Если государственная сторона выдвигает обоснованные возражения и подрядчик с ними согласен, то в пункт о возмещении затрат должны быть внесены изменения, а калькуляции пересмотрены. В зависимости от обстоятельств, эти исправления могут привести к тому, что подрядчику придется возместить стоимость избыточно добытой компенсационной нефти. Становится ясно, что процедура аудита не помешает возмещению затрат, которые согласно правилам договоров о разделе продукции не следовало бы возмещать. Интересы государственной стороны в этом отношении могут быть защищены посредством процедуры предварительного аудита. Вполне очевидно, что такой предварительный аудит должен быть проведен в максимально короткое время во избежание остановки работы по причине нехватки финансирования.

Пример схожей процедуры можно обнаружить в соглашении о разделе продукции, который касается освоения нефтяных залежей в одной из стран СНГ. Это соглашение предусматривает для крупных проектов разработку подрядчиком в соответствии со стандартами нефтедобывающей промышленности процедур Одобрения Бюджета. Процедуры Одобрения Бюджета, подготовленные подрядчиком, обязательно должны быть рассмотрены и одобрены управляющим комитетом.

В своих отчетах подрядчик обязан сообщать управляющему комитету о том, как продвигается каждое такое Одобрение Бюджета. Подрядчик имеет право на участие в процедуре Одобрения Бюджета в рамках рабочих планов и бюджетов при условии их одобрения управляющим комитетом, и должен представлять копии всех Одобрений Бюджета его (комитета) членам. Данная процедура отличается от процедуры предварительного аудита, которая предусматривает вмешательство государственной стороны. Тем не менее, и она должна пройти долгий путь, прежде чем полностью удовлетворит государственную сторону.

Действующие правила отчетности плюс дифференциация возмещаемых и невозмещаемых затрат позволяют определить суммы взыскиваемых издержек в каждом квартале. Если затратная нефть ограничивается определенным процентом наличного, поквартального продукта, то возмещение может производиться более сложным способом разделения продукта на последовательные транши, причем каждому более высокому траншу из всей серии траншей назначается более низкий процент компенсационной нефти. В противовес этому, некоторые другие типы контрактов не признают и не навязывают каких-либо ограничений на объемы компенсационной нефти. Это означает, что суммарный наличный продукт после вычета платы за пользование природными ресурсами, может быть использован для возмещения затрат (как это было оговорено).

В случае высоких операционных затрат, могут быть разрешены особые вычеты, имеющие целью стимулирования подрядчика. Подобные вычеты выражаются в виде процента понесенных подрядчиком капитальных затрат на освоение месторождения, покрываемых таким же способом, что и фактически понесенные затраты. Следует подчеркнуть, что отсутствие жесткого графика амортизации основных фондов само по себе также является важным стимулом.

Важным элементом процесса возмещения затрат является оценка добычи нефтепродуктов и газопродуктов. Если цена, используемая для определения ее стоимости, выше объективной рыночной цены, то возмещение затрат остается неполным, и подрядчик несет потери. По этой причине стороны стремятся включить в контакт приемлемое определение рыночной стоимости нефти или газа, которые они надеются добыть. Бывает трудно заранее определить удельный вес и качественные характеристики нефти, однако при использовании объективных критериев (например, публикуемые во всемирно признанных коммерческих журналах фоб-цены) вполне возможно найти варианты, устраивающие обе стороны.

Index | Образцы контрактов 

© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.