Международные нефтегазовые соглашения
Upstream | Downstream
International Oil﹠Gas Agreements

  • организация консорциумов по разведке и эксплуатации месторождений
  • разведка и добыча углеводородов
  • нефтесервис (бурение, поставки услуг и материалов и т.п.)
  • поставки нефти трубопроводами, морем, ж/д и авто транспортом
  • поставки газа трубопроводным транспортом / СПГ (LNG)
  • операции с активами нефтяных компаний / финансирование нефтяных операций
  • подробнее о проекте

Tax Considerations of Production Sharing Agreement ★

Налоговые аспекты соглашения о разделе продукции

Tax Considerations of Production Sharing Agreement

В целом, и подрядчик, и государственная сторона подчиняются законодательству страны, где ведется нефтедобыча, и предусматривается налог на доход или прибыль. В большинстве случаев это общий закон о подоходном налоге, однако, могут существовать и особые подоходные налоги на прибыли с нефтедобычи. Подрядчику обычно приходится выплачивать налог в денежной форме - так, как это делают другие коммерческие предприятия, обязанные платить подоходный налог, однако в Нигерии налог на доходы с нефтедобычи необходимо выплачивать натуральным продуктом (так называемой налоговой нефтью). Но согласно положению некоторых контрактов, правительство может само решать, каким образом подрядчик будет платить подоходный налог - в денежной или натуральным форме.

В отличие от других, контракты, действующие в Египте и Сирии, требуют от государственной стороны выплачивать подоходные налоги подрядчика от его имени. Подрядчик получает от налоговых органов надлежащие расписки, подтверждающие уплату налога. Названные контракты содержат в себе определение того, что составляет налогооблагаемый доход подрядчика. Этот облагаемый налогом доход состоит из доходов, полученных от нефтедобычи (примечание: возможные другие доходы, очевидно, исключаются) минус возмещаемые затраты и плюс сумма подоходного налога, за которую подрядчик несет ответственность. Добавление подоходного налога к облагаемому налогом доходу подрядчика объясняется тем, что налог подрядчика выплачивается государственной стороной от имени подрядчика. Оговаривается также, что налог, который должен быть выплачен государственной стороной от имени подрядчика, выплачивается из доли "прибыльной" нефти государственной стороны.

В тех случаях, когда комбинированная ставка различных применяемых подоходных налогов превышает 50 процентов, это сумма становится нереалистично высока, как по отношению к облагаемому налогами доходу подрядчика, так и к суммам выплачиваемого с него налога, и может даже превосходить денежное выражение доли "прибыльной" нефти, принадлежащей государственной стороне. Для того чтобы преодолеть подобное расхождение, установлен лимит на сумму выплачиваемого налога за счет упразднения дополнительных налогов на доходы подрядчика.

Система обязательств государственной стороны по выплате подоходных налогов подрядчика была составлена по образцу ранних вариантов индонезийских контрактов. В самой Индонезии от этой системы отказались еще в 1980-х годах по настоянию американских нефтяных компаний, работавших в этой стране. Ливийские контракты полностью освобождают подрядчика всех подоходных налогов (а также платы за пользование недрами). Однако нередко в результате такого освобождения иностранный подрядчик подпадает под действие налоговых законов собственной страны. Иными словами, освобождение от выплаты подоходного налога в стране, где подрядчик ведет нефтедобычу, приводит к необходимости выплачивать подоходный налог у себя дома в отношении дохода, освобожденного от уплаты налога.

Выплата подоходного налога, поставки "гонорарной" нефти и отделение "прибыльной" нефти составляют существенную часть правительственной доли-выручки, что выдвигает вопрос о стабильности условий, определяющих эту выручку. Объем "гонорарной" нефти и доля "прибыльной" нефти являются контрактными платежами, которые были согласованы и приняты на фоне выплат. Подрядчик, выплачивающий (нефтяной) подоходный налог не имеет гарантии того, что этот налог будет оставаться неизменным в течение всего периода действия контракта. В целом, существуют два способа, позволяющие государственной стороне обеспечить желаемую стабильность выручки:

 

 

 

  1. заморозить ставку применяемого (нефтяного) подоходного налога, либо
  2. отрегулировать контрактные платежи-выплаты, такие как разделение "прибыльной" нефти с той целью, чтобы компенсировать любые негативные последствия возможных изменений применяемой ставки подоходного налога.

Применяя первый метод, договор предусматривает то, что подоходный налог будет взиматься по ставке, действующей на день вступления контракта в юридическую силу. Тогда будущие изменения ставки подоходного налога не будут применяться к доходу, зафиксированному в контракте. Такая защита от будущих изменений налоговой ставки могут только быть предложены контрактом, который сам по себе является законом (например, контракты, действующие в Египте и Сирии).

Пример метода контрактного регулирования предлагается малайзийскими контрактами. Подрядчики обязаны соблюдать Закон (нефтяного) подоходного налога от 1967 года с внесенными в него 1 апреля 1975 года изменениями. В этих контрактах оговаривается, что при изменении ставки подоходного налога или введении новых налогов, адресованных специально нефтедобывающей промышленности, с целью увеличения либо облегчения налогового бремени, "Петронас" и подрядчик обоюдно соглашаются на пересмотр ряда пунктов, с тем, чтобы восстановить первоначальное финансовое положения сторон. Следует отметить, что пункт о стабильности ставки подоходного налога в данной форме работает двояко: если налоговое бремя было снижено (т.е. если была введена пониженная ставка подоходного налога, в принципе) подрядчик вряд ли от этого выиграет.

Другой пример, так называемой оговорки экономической стабилизации, содержит образцовый контракт от 1992 года, существовавший в одной из стран Восточной Европы. Соответствующая оговорка предусматривает, что если Государство меняет существующие налоговые ставки или вводит новый налог (который отрицательно скажется на экономическом положении подрядчика, лишив его выгод, которые дает ему действующий контракт), то в этом случае стороны вносят в контракт изменения с тем, чтобы устранить негативное влияние нового налогового законодательства.

Очевидно, если подрядчик был освобожден от уплаты подоходного налога или если подоходный налог (который он обязан уплатить) фактически выплачен от его имени государственной стороной, ставка налога или любое изменение таковой в будущем не имеет последствий для подрядчика или экономического положения его предприятия. Помимо подоходного налога некоторые типы контрактов предусматривают выплату специального сбора на баррели "прибыльной" нефти. Сбор начисляется по разнице между рыночной стоимостью (или стоимостью затратной нефти) и индексированной ценой (например, в ранних индонезийских, малайзийских и ангольских контрактах). Эти договоренности утратили свое значение при сегодняшнем уровне цен на мировом рынке.

Index | Образцы контрактов 

© Кабышев Олег Анатольевич, адвокат, к.ю.н.
— разработка и перевод контрактов, договорных условий, комментариев.