Production Sharing Agreement | PSA — History ★
История соглашений о разделе продукции | СРП
5.1. Индонезия
Индонезия была первой нефтепроизводящей страной, в которой стало широко применяться соглашение о разделе продукции как юридический инструмент. Соглашения о разделе продукции были приняты взамен соглашений, предоставляющих исключительные лицензии. Подрядчик был обязан заплатить арендную плату за право разработки недр и пропорциональную часть валового дохода. Существующие лицензионные соглашения фактически были национализированы.
Индонезия является примером страны, где национализация прав иностранных компаний на добычу нефти не была направлена на создание государственно управляемой и контролируемой нефтяной промышленности (как это имело место при национализации в Мексике в 1938 году и в Иране в 1951 году), а скорее может рассматриваться как первый шаг на пути перехода от исключительных лицензий к контрактам на условиях риска.
5.2. Египет и Сирия
Следующая страна, которая приняла концепцию соглашения о разделе продукции, была Египет. С июля 1973 Египетская Общая Нефтяная Корпорация заключила большое количество соглашений нового образца, в которых были сохранены некоторые особенности предшествующих соглашений, предусматривавших участие государства.
В это же время наиболее важные из ранее заключенных соглашений, предусматривавших участие государства, были преобразованы в СРП.
После СРП распространились в Сирии. Сирийскому правительству помогали должностные лица из отдела концессии Египетской Общей Нефтяной Корпорации. Согласно сирийским соглашениям о разделе продукции, роялти принимало форму выделения части продукции для поставки, что, таким образом, вело к сокращению объема продукции, на которое подрядчик и государственная сторона могли претендовать с учетом компенсации на затраты (стоимости нефти) и нефтеприбыли.
5.3. Перу
В 1971 году простая форма раздела производства появилась в Перу. Здесь существовала международная нефтяная промышленность (в лице Западной Нефтяной Корпорации), которая и познакомила страну с концепцией раздела производства. В соответствии с положениями перуанского договора, произведенная подрядчиком продукция делилась на равные доли между Петроперу, Перуанской национальной государственной нефтяной компанией, и подрядчиком. Последний должен был оплачивать подоходный налог. С 1985 года соглашения о разделе продукции были заменены другим типом контракта, так называемыми соглашениями по техническому обслуживанию на условиях риска.
5.4. Филиппины
В Президентском Декрете от 22 декабря 1972 года "О содействии проведению нефтяных поисково-разведочных работ и нефтепроизводству в Филиппинах" были опубликованы новые условия для заключения контрактов по техническому обслуживания. Контракты по техническому обслуживанию были сходны с индонезийскими соглашениями по разделу производства, но предусматривали не раздел производства а раздел доходов, то есть, в сущности, вся продукция продавалась подрядчиком, и коммерческие доходы делились между сторонами таким же образом, каким между ними делалось бы производство.
5.5. Ливия
Договоры о разделе продукции появились в Ливии в 1974 года. Та же самая нефтяная компания, которая впервые представила в Перу концепцию раздела производства, подписала 7 февраля 1974 первый договор этого типа с Ливийской Национальной Нефтяной Корпорацией. Эта корпорация была создана в 1970 году. После появления соглашений о разделе продукции Нефтяной Закон не был отменен, но рамки его применения были ограничены деятельностью Ливийской Национальной Нефтяной Корпорацией.
Специфическая особенность первых ливийских контрактов состояла в том, что надзор за операциями с нефтью осуществлялся не ЛННК, а Комитетом управления, состоявшим из двух членов, представляющих ливийское государство, и одного члена, представляющего подрядчика.
5.6. Малайзия
В Малайзии основы для принятия концепции соглашений о разделе продукции заложил Акт о Разработке Нефтяных месторождений, вступивший в силу 1 октября 1974 года.
Специфическими особенностями малазийских контрактов является включение специального налога (наличная оплата) на баррели нефтеприбыли и наложение экспортной пошлины на экспортируемые баррели нефтеприбыли. Кроме того, недавно заключенные контракты предусматривают государственное участие (через Каригали, филиал Петронаса) на стороне подрядчика.
5.7. Ангола
В 1978 году вступил в силу новый закон о нефти (Закон 13/78 от 26 августа 1978 года). Закон (13/78) объявляет все материковые и шельфовые нефтяные месторождения собственностью народа Анголы и передает права на проведение всех поисково-разведочных работ и добычу нефти Сонанголу, Ангольскому государственному нефтяному агентству.
С момента вступления Закона в силу существовавшие права на добычу нефти должны были рассматриваться как недействительные и считаться переданными Сонанголу. Любой иностранной компании, обладающей необходимыми техническими способностями, финансовыми мощностями и желанием проводить поисково-разведочные работы на территории государства, давалось разрешение на это, но лишь в сотрудничестве с Сонанголом и в пределах областей, включенных в лицензии, предоставленные Сонанголу.
5.8. Китайская Народная Республика
В августе 1982 года Китай пригласил зарубежные нефтяные предприятия участвовать в разработке Китайской части континентального шельфа на основе соглашений о разделе продукции. Новые Инструкции во многом следовали ставшей к тому времени уже классической индонезийской модели: правом собственности на нефть на месте на континентальном шельфе наделялось государство. Инструкции содержали главные принципы, на основе которых должно было развиваться сотрудничество.
5.9. Нигерия
Вскоре после того, как Нигерия стала государством-членом ОПЕК (июль 1971 года), конференция ОПЕК (внеочередная встреча 22 сентября 1971 года) приняла резолюцию, призывающую ее членов начать переговоры со своими концессионерами и держателями лицензий по вопросу приобретения государственной доли в традиционных концессиях на Ближнем Востоке и в других лицензиях. Нигерия не участвовала активно в этих переговорах, но была удовлетворена ее результатами относительно лицензий и арендных договоров на добычу нефти под своей юрисдикцией. Посредством соглашения, подписанного 11 июня 1973 года с концессионером, Нигерийское правительство приобрело долю в 35 процентов от его прав на добычу нефти. Позже, двумя последовательными шагами, эта доля была увеличена до 60 процентов. Государственное участие в той форме, которую рекомендовала ОПЕК, распространялось главным образом на производственные области. Для разведки новых областей правительство проявило готовность использовать в качестве эксперимента концепцию раздела производства. В 1972 году соглашение о разделе продукции было заключено с Американской нефтяной компанией.
5.10. Другие страны
Многие другие развивающиеся страны, открывая доступ на свою территорию зарубежным нефтяным компаниям для ведения поисково-разведочных работ, пришли к решению принять концепцию раздела производства как средство привлечения последних к сотрудничеству. Помимо Нигерии, целый ряд не западных стран с развитой нефтяной промышленностью, таких как Оман (1975) и другие государства Персидского залива, похожим образом экспериментировали с концепцией раздела производства, но применение ими этой формы соглашений ограничивалось созданием поисково-разведочных предприятий, расположенных вне главных промышленных зон. Эти предприятия до сих пор контролируются государством или управляются концессиями или лицензиями с преобладающей долей государственного участия.