Production Sharing Agreement | PSA — Structure and Content ★
Структура и содержание соглашения о разделе продукции | СРП
Соглашение о разделе продукции (СРП) содержит намного больше правил и процедур, чем другие нефтяные контракты и соглашения. Концепция соглашения о разделе продукции требует, чтобы государство-собственник нефти было зрелой нефтяной страной, то есть страной, в которой в предшествующий период с большим или меньшим успехом уже предпринимались поисково-разведочные работы и разработка залежей.
Соглашение о разделе продукции должно предусматривать:
- все необходимые регулирующие нормы и процедуры, чтобы давать подрядчику необходимое руководство в осуществлении его права проводить действия в области нефтяного производства, и
- предусматривать соответствующие финансовые условия и условия конвертирования валюты, а также условия, направленные улучшение экономической ситуации в государстве в целом (последние называются условиями о национальном экономическом интересе).
Приняв концепцию соглашения о разделе продукции, правительства государств-собственников нефти разрабатывали и развивали свои собственные версии таких соглашений в соответствии со спецификой местных экономических, юридических и других условий. Наибольшее влияние на особенности стиля соглашения о разделе продукции той или иной страны оказывают следующие факторы:
- статус и возможности действующего нефтяного законодательства
- экономическая система страны
- развитие нефтяной промышленности.
Если зрелые страны-собственники нефти останавливают свой выбор на концепции соглашений о разделе продукции, они делают это или при переходе от режима (исключительного) лицензирования или при переходе от режима государственного планирования государства и контроля.
Зрелое государство-собственник может иметь или не иметь принятого в предшествующий период адекватного нефтяного законодательства. Если такое законодательство имеется, соглашение о разделе продукции носит упрощенную форму. Если же нефтяного законодательства нет, соглашение о разделе продукции должно включать в себя все необходимые регулирующие нормы, которые имеются в адекватном нефтяном законодательстве.
В большинстве случаев, когда зрелая страна-собственник нефти осуществляет переход к разделению производства, соглашения нового типа существуют наряду с исключительными лицензиями или управляемыми государством предприятиями, унаследованными из прошлого периода. Контракты различаются по содержанию условий, предусматривающих государственную выгоду. Существуют два вида различий: (1) различия в структуре и (2) различия в фактических абсолютных и процентных числах.
Контракты с различиями в структуре относятся к различиям в стиле контракта. Контракты с различиями в фактических цифрах применяются в одной и той же стране-собственнике нефти. На согласованную стоимость контракта влияют конкуренция претендентов, оценка индивидуальным претендентом условий нефтяных операций, являющихся специфической областью контракта, а также оценка доступной инфраструктуры, технических трудностей и вовлеченных рисков и частично будет влиять оценка политических рисков, существующих в стране-собственнике.
На практике страны-собственники нефти, принявшие решение перейти к системе соглашений о разделе продукции и принявшие их концепцию, рано или поздно приходят к тому, что разрабатывают типовое соглашение с множеством незаполненных условий, которые затем заполняются на переговорах с претендентами. Обычные графы, требующие заполнения, - размер предприятия и местоположение области контракта, обязательные поисково-разведочные работы и обязательства по расходам, а также абсолютная и процентная стоимости параметров раздела производства (Мы прибегаем к подобной систематизации для того, чтобы лучше уяснить содержание СРП). На практике же контракты часто отклоняются от такой схемы.